Завод автотракторного электрооборудования в городе Тюмени.
Перед началом Великой Отечественной войны наш город был одним из небольших провинциальных городов Сибири со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством. Численность рабочего класса не превышала 10 тысяч человек.
Нападение Германии на нашу страну 22 июня 1941 года было неожиданным, как для народа, так и для руководства государства. Уже 30 июня 1941года был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайный орган власти, возглавляемый И.В. Сталиным, решения и распоряжения которого имели силу закона. ГКО принял меры по организации отпора врагу с привлечением всех социально-экономических и военных ресурсов страны. Была объявлена мобилизация, поставившая под ружье дополнительно 5,3 млн. человек. Для сохранения промышленного потенциала страны были приняты меры по эвакуации людей и промышленного оборудования из районов, которым угрожало нашествие.
К концу 1941 года на восток, в районы Урала и Сибири, эвакуировалось более 2500 предприятий и около 12 млн. человек.
В Тюмени было решено разместить 22 предприятия, одним из которых стал московский завод АТЭ-2. Для поиска площадки под будущий завод из Москвы прибыло 75 человек. Приехали будущий первый директор А. В. Рыбаков, его заместитель В. Я. Хуторянский, главный бухгалтер А. М. Шварц. Они встретились с А. В Струве, который в дальнейшем также стал работником завода. Кроме филиала московского завода АТЭ-2 в состав создаваемого тюменского завода вошли: калужский завод мотоэлектрооборудования, два завода из Ленинграда – электротехнический и карбюраторный.
31 декабря 1941 года новый директор подписал Приказ №1 о зачислении в штат первых работников заводоуправления. Ветеран завода А.В. Струве спустя много лет рассказывал о тех днях: «Заводу отвели территорию бывшей Гусевской мельницы, помещение было совершенно не пригодно для размещения промышленного предприятия. Это были холодные сараи и одно четырехэтажное старое здание. Но шла жестокая война, она диктовала свои законы и нормы. За сборочные верстаки встали тюменские девочки и мальчики. Почти все операции они выполняли вручную, инструменты и детали жгли руки от холода. На глазах у Маши Кондрахиной, Ани Пановой, Лиды Перминовой частенько были слезы, но все наши изделия шли для фронта: на автомашины, танки, самолеты, поэтому надо было работать несмотря ни на что».
В трудных условиях войны завод надо было расширять, и в последних числах января 1942 года в Тюмень прибывает начальник капитального строительства Д. Щукаев, а три дня спустя – главный инженер А. Ф. Кузьмин и начальник цеха А. Н. Черницын. Эти люди возглавили строительство новых цехов. На завод начинают набирать учеников, прибывают квалифицированные рабочие из Ленинграда и Калуги. Постепенно складывается рабочий коллектив, который постоянно растет. В июне 1942 года на предприятии работало около 240 человек, а еще через год в цехах и отделах уже трудилось 394 человека.
Основными видами военной продукции были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, включатели стартера для автомобилей и многое другое электрооборудование.
Несмотря на многочисленные трудности, работники завода справлялись со всеми производственными заданиями, и по итогам первого квартала 1943 года по решению Государственного Комитета Обороны заводу было присуждено Переходящее Красное Знамя. Именно в эти месяцы в городе широко развернулось соревнование комсомольско-молодежных и фронтовых бригад.
В начале 1944 года в жизни завода произошло важное событие. Правительство приняло решение о перебазировании из Тюмени в Ирбит Свердловской области мотоциклетного завода, а его территорию со всеми зданиями решено было передать заводу АТЭ. Последние два года войны завод работал с перевыполнением плана, из месяца в месяц наращивая выпуск продукции. 13 июня 1946 года «Тюменская правда» писала о заводе АТЭ: «Майская производственная программа в целом по заводу выполнена на 104,7%».
По окончании войны было принято решение завод оставить в Тюмени, постепенно он стал одним из крупнейших, стабильно работающих предприятий города и вновь начал выпускать мирную продукцию.
Шефская помощь завода АТЭ школе.
В начале 80-х годов в нашей стране была проведена реформа образования, главной задачей которой являлась организация общественно полезного труда школьников на базовых предприятиях городов и сел. На заводе АТЭ в цехе №6 был организован участок на 25 рабочих мест для прохождения производственной практики ребятами школ №40 и №37, а также учебно-производственного комбината (УПК). На этом участке особое значение придавалось организации рабочих мест и мерам по технике безопасности труда
Между школами и заводом были подписаны соответствующие договоры об условиях сотрудничества. Ребята посещали завод по твердому графику, получали, как и рабочие, спецодежду. На рабочих местах были развешены плакаты с изображением процесса сборки свечей зажигания, а также инструкции по технике безопасности.
Для того, чтобы учащиеся чувствовали себя на заводе не гостями, а частью рабочего коллектива, было организовано соревнование по типу «бригада – класс». По результатам четверти между классами и бригадами подводились итоги, результаты вывешивались на экранах соревнования, а победители награждались переходящим вымпелом. Сотрудничая друг с другом, бригады и классы проводили совместные торжественные собрания, посвященные Дню 8 марта, вечера встреч с ветеранами войны и другие мероприятия.
Невзорова Раиса Степановна и ее ученики Спасибов А, Азанов Р, Попов А в сборочном цехе завода АТЭ.
Оля Воробьева обрабатывает очередную деталь.
Оксана Савиных на производственной практике.
Кроме учебно-производственной практики во время учебного года в 80-е годы была организована и летняя практика трудовых разновозрастных объединений школьников. В это время ребята под руководством взрослых работали во всех сборочных цехах завода.
Являясь шефом школы, коллектив завода заботился об укреплении ее материальной базы. Так в 1984 году на ремонт школы было выделено 10 тысяч рублей, а в следующем – еще 9 тысяч. Ремонтные работы проводились, как правило, силами рабочих завода. С помощью заводчан была восстановлена Комната боевой и трудовой славы, создан кабинет профориентации. Помогая школе, завод оплачивал ученикам, которые становились победителями социалистического соревнования, путевки в летние пионерские лагеря. Шести молодым учителям нашей школы была оказана помощь в получении жилья – им были выделены места в заводском общежитии. К сожалению, в конце 90-х годов завод прекратил свое существование.
Некоторые виды продукции завода АТЭ.
Бригадир шефов награждает Оксану Савиных как победительницу производственного соревнования.
Статья директора тюменской школы №40 Кулеховой Е.П. о производственной практике учащихся на заводе АТЭ. Тюменская правда 1985г.
Статья в газете Тюменская правда о совершенствовании взаимодействия завод-школа