Спокойно и размеренно шла жизнь советских людей в конце 30-х годов, но с  запада к нашим границам уже  подступала война. Почти вся Европа была завоевана гитлеровской Германией и работала на нее. С каждым днем еще не осознанное напряжение нарастало.

    22 июня 1941г. Великая Отечественная началась война. Преодолевая ожесточенное сопротивление Красной Армии, фашисты рвались к Москве.  Пали Минск и Смоленск, Кишинев и Таллин. В начале сентября был окружен Ленинград. Возникла угроза Москве.

   Государственный Комитет Обороны, созданный 30 июня 1941 года совместным решением ЦК ВКП(б), Президиума верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров, взял всю полноту власти в стране в свои руки. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны беспрекословно выполнять решения и постановления ГКО.

   Развертывается титаническая работа по организации отпора врагу, переводу всей экономики на военные рельсы, эвакуации предприятий вглубь страны, спешно создаются центры по производству продукции, необходимой фронту. Правительство предпринимает решение о переброске промышленных предприятий из прифронтовых районов.

   Вся страна пришла в движение. В сторону фронта направлялись эшелоны с бойцами Красной армии, на восток – с заводским оборудованием и эвакуированными людьми.

 Тюмень стала одним из городов, куда началась переброска промышленных предприятий  из европейской части страны. 28 заводов принял наш город в начале войны.

По пути следования поездов были развернуты пункты питания и эвакуационные  пункты для оказания медицинской помощи и размещения приезжающих. На местах, куда прибывали эшелоны с людьми и оборудованием заводов необходимо было найти подходящие площадки для развертывания заводских площадей и решить проблему жилья для прибывающих рабочих с их семьями.

   Для руководства города это была сложнейшая задача, т.к.до войны в Тюмени практически не боло серьезной производственной базы, на которой можно было разместить целый ряд прибывающих предприятий.           

  

Выписка из приказа народного комиссариата среднего машиностроения Союза ССР об эвакуации  рабочих и оборудования Московского мотоциклетного завода в г. Тюмень.

    Первыми были москвичи, представители Московского завода АТЭ. Их прибыло в Тюмень всего 75 человек. Сначала приехали будущий первый директор А. В. Рыбаков, его заместитель В. Я. Хуторянский, главный бухгалтер А. М. Шварц. Вскоре с ними в гостинице «Заря» встретился эвакуированный ранее из Ленинграда А. С. Струве, которого и уговорили работать на еще не родившемся заводе.

31 декабря 1941 года А. В. Рыбаков подписал приказ № 1, в котором было оформлено зачисление в штат первых работников заводоуправления. Во второй половине января прибыли 18 рабочих-москвичей. Начало прибывать оборудование, детали будущих изделий и инструменты. Местные власти выделили для завода  территорию и почти непригодное для эксплуатации помещение старой городской мельницы.

   Ветеран завода Александр Александрович  Струве вспоминал: «Помещения были совершенно непригодны для промышленного предприятия: холодные сараи и четырехэтажное кирпичное здание с ветхими перекрытиями. Но шла жестокая война, она диктовала свои законы, свои нормы и правила.

  

Приказ по главному управлению смежных производств автотракторной промышленности об отправки в Тюмень рабочих и инженерно-технических работников Калужского мотоциклетного завода.

 

В данном приказе указывается, что к 15 мая нужно уже выпустить так необходимую фронту продукцию – электроаппаратуру для мотоциклов, для чего в Тюмень направили еще дополнительно работников Калужского мотоциклетного завода, которых надо было обеспечить жильем за счет уплотнения местного населения. Но рабочих по-прежнему не хватало.

 

Приказ наркома среднего машиностроения Союза ССР о привлечении на обучение и последующую работу в условиях военного времени подростков 14-16 лет

    Зима 1942г. была необыкновенно суровой. В промерзших цехах между станками установили печки – буржуйки. К сборочным верстакам встали тюменские девчонки и мальчишки,  многим из которых под ноги ставили ящики, чтобы они могли достать до стола. Инструмент и детали, каленые от холода, жгли руки. На глазах у Маши Кондрахиной, Ани Пановой, Лиды Перминовой выступали слезы. Погреют девочки руки у печки и снова за работу.

  В последних числах января 1942 года прибыл начальник отдела капитального строительства Д. Щукаев, и главный инженер А. Н. Кузьмин. Установка, наладка и пуск в производство оборудования осуществлялись  параллельно с выпуском готовой продукции. Начиная с февраля-марта 1942 года, завод уже выдавал переключатели, электромагнитные гудки, конденсаторы к автомашинам ЗИС-5 и ГАЗ-АА, роторы распределителей этих же машин, кнопочные выключатели. Так на Тюменской земле было восстановлено производство большинства видов той продукции, которую до начала войны выпускали заводы в Ленинграде, Калуге и в Москве.

   Первое время работать было особенно трудно, не хватало самого необходимого -  электроэнергии, топлива, квалифицированных рабочих. Условия работы и жизни были тяжелейшими. Наконец стали прибывать рабочие, которых приходилось расселять  по частным квартирам, уплотняя местное население. Людей надо было снабдить теплой одеждой, продовольствием, дровами для отопления и домов и заводских цехов.

 

Разнарядка на поставку электрооборудования для нужд Красной армии

 

   К началу декабря 1942 появилась возможность установить дополнительное оборудование, пуск которого в эксплуатацию позволил увеличить выпуск продукции в 2-2,5 раза. В борьбе с трудностями рос завод, увеличивался его коллектив, цеха давали все больше продукции, необходимой фронту.

   Переломным в ходе Великой Отечественной войны стал 1943 год. Но для завода он оказался наиболее тяжелым. Вследствие систематических недопоставок сырья, инструментов и электроэнергии завод постоянно не выполнял план по производству продукции. Городская электростанция задыхалась от перегрузки.

   Наряду с производственными трудностями для работников завода было сложно решать и бытовые проблемы. Нормированного продовольствия было недостаточно. Одежда приходила в негодность, а заменить ее было нечем. Большинство эвакуированных размещались вместе с хозяевами индивидуальных домов, а зачастую – на кухнях или в прихожих. Не хватало топлива.

  Руководство заводом стремилось решить и эти проблемы. Чтобы как-то ослабить нужду в жилье, прежде всего для эвакуированных, а это были рабочие высокой квалификации, дирекция завода в письме на имя наркома среднего машиностроения т. Акопова просит срочно выделить 5 стандартных восьмиквартирных домов, удается добиться от наркомата выделения заводскому ОРСУ дополнительных фондов на обувь, белье, спецодежду и просто одежду.

   В 1942 году заводской коллектив получил земельный участок. На нем организовали подсобное хозяйство. Год спустя от него уже было получено значительное количество продуктов. В зиму 1943–1944 годов заложили на хранение 35 тонн картофеля, свеклу, морковь, засолили всю выращенную капусту. Заводская столовая получила солидное подкрепление к нормированным фондам. Была организована заготовка собственными силами торфа и дров.

В первые два года складывался рабочий коллектив завода. В конце 1942 года на предприятии работало около 250 человек. Три четверти из них – эвакуированные рабочие, в основном ленинградцы. Через год в цехах и отделах уже трудилось 394 человека, в том числе производственного персонала 201 и инженерно-технических работников 77 человек.

   Пополнение рабочих завод получал за счет местного населения: тюменцев, призванных из многих районов по мобилизации, бездетных женщин и пришедших на завод подростков.

   В эти годы постоянно в цехах было 65-70 человек учеников. Так, в течение 1943 года было обучено специальностям: слесарей 7 человек, токарей – 8, электромонтеров – 5, сварщиков – 2, сборщиков – 31.

Основным методом обучения был индивидуально-бригадный. Принятые рабочие закреплялись за стахановцами. Обучались непосредственно на рабочем месте по принципу: «Делай – как я». Поступало пополнение и из ремесленных училищ. Многие молодые рабочие с благодарностью вспоминали своих первых наставников, их поддержку.

   Постепенно шло становление коллектива. Уже сложилось его ядро – партийная организация. Оформилось руководство профсоюза, окрепла комсомольская организация во главе со своим комитетом.

   В начале года на заводе развернулось социалистическое соревнование за выполнение плана двух месяцев к 25-й годовщине Красной Армии. В него включилось большинство рабочих. Обязательство было выполнено. Успешно справился коллектив и с планом первого квартала 1943г. За высокие производственные успехи в выполнении заданий по выпуску продукции фронту по итогам первого квартала 1943 года заводу было присуждено Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Именно в эти месяцы в городе Тюмени широко развернулось движение комсомольско-молодежных и фронтовых бригад. Их число росло из месяца в месяц. 25 июля 1943 года секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ К. Дубинин писал в городской газете «Красное Знамя»: «На предприятиях нашего города создано свыше 200 комсомольско-молодежных бригад, из них 74 бригады считаются фронтовыми. Фронтовые бригады – это ударные группы на предприятиях. Они действительно работают по-фронтовому и служат образцом того, как должны работать молодые патриоты в грозные дни войны». В их числе были и бригады, работавшие на тюменском заводе АТЭ. Лучшие фронтовые бригады на заводе возглавляли в те годы комсомольцы Пахарева, Кострова, Мышинских и другие.

В начале 1944 года в жизни завода произошло важное для завода событие. Наркоматом было принято решение

перебазировать из Тюмени в Ирбит Свердловской области мотоциклетный завод, а его территорию – до войны там размещался Тюменский пивзавод – со всеми зданиями передать заводу АТЭ.

Многие старые работники завода считали, что с точки зрения временных нужд этот переход был оправдан, но с учетом перспективы – невыгодным. Завод получил территорию, на которой по-настоящему невозможно было или весьма ограничено расширять производственные площади. Переезд был очень трудным, часть оборудования приходилось буквально тащить на себе. На сани, железные листы укладывали оборудование, впрягались группами и тащили по городу к месту нового расквартирования.

– Сегодня мало кто поверит, что так можно совершать переезд, – рассказывает Лидия Васильевна Александрова. – Оборудования и другого имущества к тому времени набралось немало, а транспортных средств – в обрез: лошади и три машины-полуторки. Приходилось прибегать к старому способу – волоку, т. е. перетаскиванию имущества на себе. На сани, железные листы укладывали оборудование и все с ним связанное, впрягались группами и тащили по городу к месту нового расквартирования. Обустраивали новое жилище очень быстро, одновременно работали над выполнением плановых заданий.

В ответ на приказ Верховного Главнокомандующего о 26-й годовщине Красной Армии, призвавший армию и народ напрячь все силы для разгрома врага, коллективы тюменских предприятий – завода «Механик» и фанерокомбината – обратились к тюменцам с призывом – досрочно выполнить план четырех месяцев. На заводе АТЭ это обращение обсудили на общем собрании и коллектив решил включиться в борьбу за этот рубеж  свое решение выполнил.

   Наступал 1945 год. Советские войска вышли на исходные рубежи для завершающего штурма логова врага. Техники - автомашин и танков, самоходных орудий и тягачей, броневиков и самолетов было у воинов достаточно. И, может быть, в каждой машине какая-то кнопочка или сигнал, реле или конденсатор изготовлены руками девушек и женщин далекого тюменского завода. Наверняка были. И это вселяло чувство личного участия людей в сражениях с ненавистными захватчиками. Три с половиной военных года были позади. Те, кто пришел в цеха четырнадцати и пятнадцатилетними стали взрослее физически, а душевно они уже превратились в закаленных кадровых рабочих. Выросло их умение, высокой стала сознательность, появилось государственное отношение к делу, чувство долга стало определяющим. В этих условиях широко развернулось движение комсомольско-молодежных бригад, девизом которых было ежедневное перевыполнение норм, качество продукции, взаимная поддержка и выручка.

   Весь 1945 год коллектив шел с перевыполнением плана. Из месяца в месяц наращивался выпуск продукта и направлялся на оборонные заводы и заводы, выпускавшие автомототехнику. Каждым своим шагом, каждым винтиком рабочие приближали победу. И вот она, долгожданная, наступила.

   И хотя все ждали вестей о капитуляции Германии с часу на час, знали, что Берлин взят и наше знамя реет над рейхстагом, сообщение об окончательной победе напоминало раскат грома. Остановились станки, замерли цеха, загудели заводские гудки. Все, не сговариваясь, двинулись на заводскую площадь. Там уже наскоро сооружалась трибуна из грузовиков. Еще несколько минут возбужденного ожидания и на трибуне председатель Тюменского горисполкома Андрей Евдокимович Переузенко.– Товарищи! – разнеслось над площадью, зазвенело над головами, поплыло над крышами цехов это могучее и близкое слово. На митинге была единодушно принята резолюция: «В ответ на окончательную победу над ненавистным фашизмом коллектив завода дает торжественное клятвенное обещание – работать еще самоотверженнее и дать любимой Родине еще больше высококачественной продукции».

...Клятву коллектив умел держать. 13 июня 1945 года «Тюменская правда» писала о заводе АТЭ: «Майская производственная программа в целом по Заводу выполнена на 104,7 процента. Завод выпустил продукции сверх плана на 33 тысячи.

   Так, в трудовом напряжении начался новый,  мирный период жизни Тюменского завода АТЭ.